Возьмем для примера два ключевых слова в том потоке, что нам промывал мозги - « демократия », « гражданское общество » и « рыночная экономика ». Уже Ле Бон указывал на манипулятивную силу таких слов, на их магическое воздействие на толпу. Он, в частности, писал, как по-разному воспринимается слово «демократия» в разных культурах: «У латинян слово «демократия» означает главным образом исчезновение воли и инициативы индивида перед волей и инициативой общин, представляемых государством... У англосаксов в Америке то же самое слово «демократия» означает, наоборот, самое широкое развитие воли и индивида и насколько возможно большее устранение государства».

* * *

* Примечательно, что идеологи буквально словами Оруэлла «философски» обосновывают новый смысл ключевых слов своего новояза. Вот рассуждения Г.Бур­булиса (в беседе по телевидению с А.Ка­­рауловым 16 марта 1992 г.). Страна, говорит Бурбулис, больна, а мы по­ста­ви­ли ди­агноз и начали смертельно опасное лечение вопреки воле боль­ного. Впоследствии эту метафору буквально повторили некоторые другие идеологи. Один из таких демократических идеологов, О.Лацис, пишет о реформе Гайдара: «Когда больной на операционном столе и в руках хирурга скальпель, было бы гибельно для больного демократически обсуждать движения рук врача. Специалист должен принимать решения сам. Сейчас вся наша страна в положении такого больного». В качестве хирурга, готового своим скальпелем взрезать тело «всей нашей страны», был приглашен Джеффри Сакс.Потом он сам открещивался от этой реформы, но это мелочь. Главное, что у страны не спросили ни о согласии на операцию, ни о доверии хирургу. В рамках демократического мышления заявление О.Лациса чудовищно - такое стеснялись говорить даже энтузиасты концепции «просвещенного авангарда».

* * *

Вот трагедия общества: историческая бездарность, снабженная эффективными технологиями манипуляции сознанием.